События последних месяцев показали, что автомобильная индустрия оказалась самым уязвимым звеном отечественной экономики. Именно эта отрасль понесла самые серьезные потери от антироссийских санкций. Но, тем не менее, можно уже подвести первые итоги, которые покажут устойчивость авторынка. Также расскажем о перспективах на ближайшее будущее.
Автомобили
Конъюнктура автомобильного рынка в стране за эти полгода сильно изменилась. Многие зарубежные компании навсегда покинули его, а кто-то заявил о желании занять освободившиеся ниши. Ведение параллельного импорта тоже оказало свое влияние на ситуацию. Негативно отразилось отсутствие запчастей и трудности логистики на все автомобильные бизнесы включая сервисы аренды.
Что касается ухода. В этом поле не все так просто, потому что такие компании, как Volvo и Jaguar официально заявили о приостановке работы, а дилерские центры продолжают гарантийное обслуживание. Активно идут продажи машин, доставленных по параллельному импорту.
Некоторые компании решили продать свои мощности. Так поступила Ford Motor Company, а завод «Рено Россия» вообще перешел в собственность столичного правительства. Теперь на этих предприятиях будет в скором времени налажено производство собственного автомобиля под известным брендом «Москвич».
А Елабуге «Соллерс Форд» запускает производство новой серии вместо Ford Transit.
К сожалению, есть простаивающие по несколько месяцев объекты. Например, не работает завод Volkswagen Group в Калуге и Нижнем Новгороде. Закрылось в сентябре предприятие в Санкт-Петербурге. В общей сложности доля продукции зарубежных компаний неуклонно стремится к нулевой отметке. Склады тоже пустеют, поэтому все надежды только на игроков, которые решат воспользоваться ситуацией.
И в этом плане на первой линии китайские бренды. За последние недели они значительно укрепили свои позиции. В числе самых активных компании Geely, Haval, EXEED.В тяжелом сегменте: FAW, Sitrak, Shacman.
Остается добавить, что несмотря на громкий уход с нашего рынка, многие компании сожалеют об этом. Несложно догадаться, что они принимали решение под давлением, а теперь ищут варианты, которые позволят продолжить взаимодействие с российскими поставщиками.
Параллельный импорт
Еще в мае был утвержден Минпромторгом список из 200 позиций, разрешенных к ввозу по параллельному импорту. В этот перечень попали самые популярные у нас в стране бренды, а в июле правительство постановлением за №1269 упростило правила регистрации машин, прибывших из-за границы. Распространяется это правило на юридические лица. Правда, несмотря на заметные послабления в законодательстве, параллельный импорт пока не заработал на полную силу. Причин несколько: это и бюрократические заслоны, и отсутствие прозрачного ценообразования. Поэтому механизм пока не отработан, что не позволяет покрыть хотя бы частично спрос на иномарки.
Кусачие цены
Аналитики «Автостата» подсчитали, что на некоторые популярные марки авто цены взлетели на 50% и более. Причиной ценового беспредела является сильное падение продаж. Если в январе текущего года было продано порядка 90 тысяч новых автомобилей, то в августе данный показатель снизился практически в два раза - до 42 тыс. Правда, по сравнению с весенним периодом осенью заметно снизились цены.
Прогнозы
Несмотря на глобальные подвижки, по мнению экспертов ситуацию на отечественном рынке нельзя считать катастрофической. Во-первых, заработал параллельный импорт, хотя в этом направлении есть существенные проблемы. Приходя на наш рынок новые компании. Поэтому аналитики не наблюдают признаков стагнации. Но болевые точки необходимо срочно излечивать.
Вторичный рынок
Совсем иная ситуация на вторичном авторынке. Цены там отыграли вниз, что стало драйвером повышенного спроса на подержанные авто. Причем лучшая динамика продаж у «вазовских» моделей.
Пик роста цен пришелся на апрель, но уже к началу мая ситуация прояснилась, поскольку проявили активность серые дилеры. В надежде на то, что цены будут расти, они бросились скупать подержанные авто. Но прайсы двинулись в сторону снижения, а к июню достигли февральского уровня. Интересно, что вследствие жизненной необходимости автосалонам тоже пришлось переключить внимание на вторичку. Поэтому сегодня официальные дилеры предлагают покупателям вторички самые выгодные цены. Учитывая сложившуюся ситуацию, эксперты рекомендуют срочно продавать проблемные авто. Ведь сложность с поставкой комплектующих потребует серьезных вложений в ремонт. Но владельца машин в хорошем состоянии не стоит торопиться с заменой транспортного средства.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.